Вадим Красносельский: Отказ Молдовы от диалога с Приднестровьем может привести к полному разрыву отношений

Автор: | 9 января, 2024

Притязания Молдовы на Приднестровье не имеют юридических оснований, подчеркнул Президент ПМР.

Так называемый закон об особом правовом статусе Приднестровья от 2005 года, на который ссылаются политики Молдовы, противоречит Декларации о независимости РМ, а потому лишен какой-либо правовой легитимности. Об этом заявил Президент ПМР Вадим Красносельский в интервью российскому информационному агентству ТАСС.

Глава государства напомнил, что согласно Декларации о независимости все ветви и органы власти Молдовы обязуются ликвидировать политико-правовые последствия Пакта Молотова-Риббентропа, включая создание Молдавской Советской Социалистической Республики путем присоединения Бессарабии к Молдавской Автономной Советской Социалистической Республике, то есть Приднестровью. Принятие закона об особом правовом статусе было отчаянным и ошибочным шагом Кишинёва, который по сути сделал бессмысленным дальнейший переговорный процесс по формуле окончательного урегулирования. Ссылки на него со стороны представителей молдавских властей являются лишь банальной данью политической традиции.

«Следуя правовой логике, наоборот, более уместным будет принятие в РМ закона о недопустимости воссоздания МССР путём повторного объединения Молдовы с Приднестровьем как правопреемником МАССР, – отметил Вадим Красносельский. – Как видим, и на этом примере молдавское руководство демонстрирует правовой нигилизм, нарушая собственные фундаментальные принципы государственности».

По словам Вадима Красносельского, подход Молдовы к урегулированию конфликта, заключающийся в отказе от диалога с Приднестровьем и усилении конфронтации, является контрпродуктивным и может привести лишь к дальнейшему ухудшению молдо-приднестровских отношений вплоть до их полного разрыва.

«Это путь в никуда, и молдавские власти должны себе отдавать отчет, что на этот раз цена их ошибки может оказаться гораздо более высокой», – подчеркнул глава государства.

Напомним, что в 1918 году территория бывшей Бессарабской губернии России между Прутом и Днестром была аннексирована Румынией. В свою очередь, территория на левом берегу Днестра в 1924 году вошла в состав МАССР, столица которой находилась сначала в Балте, а затем в Тирасполе. Советский Союз никогда не признавал аннексию Бессарабии и в 1940 году, после подписания договора о ненападении с Германией, потребовал от правительства Румынии возвращения аннексированной территории. После удовлетворения этого требования была образована МССР, в состав которой, помимо Бессарабии, была включена часть территории МАССР на левобережье Днестра. В начале девяностых годов пришедшие к власти в Молдове националисты поставили на повестку дня вопрос об объединении с Румынией. На этой волне 27 августа 1991-го парламент Молдовы принял Декларацию независимости, в которой объявил недействительным закон об образовании МССР, а также известный как пакт Молотова-Риббентропа  договор о ненападении между СССР и Германией с секретным протоколом к нему. Тем самым был дезавуирован единственный документ, согласно которому территория Приднестровья входила в состав МССР.