«Сезон охоты на “приднестровских ведьм” открыт» – как в самой Молдове комментируют закон о сепаратизме

Автор: | 11 февраля, 2023
приднестровье

Прошла неделя с того момента, как молдавский парламент принял в окончательном чтении так называемый закон о сепаратизме.

Напомним, это поправки в Уголовный кодекс РМ, которые вводят наказание за: «сепаратизм», «заговор против Молдовы», «создание незаконной информационной структуры». Последние два понятия так и остались не до конца раскрытыми, как, впрочем, и многое другое в этом законе. Но ясно одно: поправки направлены против Приднестровья и его жителей, и молдавские власти этого, в общем-то, не скрывают.

«Обречен на избирательность»

При этом характерно, что особой эйфории по поводу принятия закона нет даже у самих представителей и симпатизантов правящей партии PAS (ну, за исключением Оазу Нантоя, который уже и переговорный формат «5+2» собрался отправлять «в мусорную корзину»). Депутат от PAS и вице-спикер молдавского парламента Михай Попшой в беседе с российским «Коммерсантом» признал, что поправки в УК РМ могут осложнить переговоры Тирасполя и Кишинева.

Критики «закона о сепаратизме» считают одним из его главных изъянов то, что он будет носить конъюнктурный, избирательный характер: против кого-то может применяться, а против кого-то нет. Например, в Молдове есть прорумынские унионисты, которым в соответствии с принятыми поправками прямая дорога в тюрьму по статье «заговор против Молдовы». Но нет – в PAS уже заявили, что унионисты под этот закон не подпадут. 

С тем, что такая конъюнктурность выглядит дурно, вполне соглашаются и отдельные сторонники нынешней молдавской власти. Бывший советник президента РМ Петра Лучинского и политический аналитик Анатолий Цэрану, в 1998 году предлагавший подключить к молдо-приднестровскому урегулированию силы НАТО, отмечает, что «в правовом государстве закон не должен избирательно функционировать, а этот закон обречен на избирательность».

«Я не думаю, что авторы очень хорошо подумали тогда, когда пришли к выводу, что нужно сформулировать этот закон и проголосовать за него. Для любого прокурора он большая головная боль: как возбуждать [дела], против кого возбуждать, каким образом возбуждать. Для адвокатов же это настоящее эльдорадо – там столько возможностей защитить своего потенциального клиента», – сказал Цэрану в программе “Новая неделя” на молдавском телеканале TV8.

Он добавил, что «если очень пунктуально следовать этим поправкам, то господин Серебриан [политпредставитель РМ], который завтра поедет о чем-то договариваться в Приднестровье, может запросто попасть под действие закона», а вице-премьер РМ Андрей Спыну, участвовавший в переговорах по энергоконтракту с ПМР, вообще «должен получить пожизненное заключение».

«Пришли и принесли бред сивой кобылы»

Молдавская парламентская оппозиция, прежде всего в лице Блока коммунистов и социалистов, отреагировала на принятые поправки вяло. Зато представители непарламентских партий, гражданские активисты и эксперты в выражениях не стесняются.

«Пришли эти люди [представители PAS] в парламент и принесли бред сивой кобылы. Этот закон не нужен. Он осложняет ситуацию для всех», – прокомментировал один из лидеров молдавской партии “Гражданский конгресс” Марк Ткачук. Чуть ранее он написал авторскую колонку, где назвал себя “сепаратистом”.

Ткачук согласен с тем, что новые поправки «создадут атмосферу недоверия» и «похоронят все те незначительные достижения», которых Тирасполю и Кишиневу удалось добиться за годы переговоров.

«Принятый “закон о сепаратизме” переводит общение с Приднестровьем из сферы политико-дипломатической в прокурорско-криминальную. С сегодняшнего дня 288 тысяч владельцев паспортов Республики Молдова в Приднестровье — это самые настоящие сепаратисты, заслуживающие, по мнению власти, только уголовного преследования. Сезон охоты на “приднестровских ведьм” в Молдове открыт», – сказал представитель ГК российскому “Коммерсанту”.

В программе «Новая неделя» Ткачук упомянул о том, что Приднестровье продает Молдове электроэнергию «примерно на 380 тысяч долларов в день», и теперь эти деньги – «финансирование сепаратизма и антиконституционного субъекта».

Аналитический портал Regional Trends Analytics (RTA) тоже отметил, что с принятием поправок в УК РМ «переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем в классическом понимании последних двадцати лет де-факто разрушен». RTA не исключает, что за этим могут стоять и западные кураторы Молдовы.

Глава молдавского общественного Совета «За свободную Родину» Игорь Тулянцев назвал закон о сепаратизме «странным методом [властей РМ] расположить к себе [Приднестровье]». «Невозможно прийти и мирно о чем-то говорить, держа в одной руке пистолет, а в другой бензопилу», – сказал он в беседе с ИА “Спутник-Молдова”.

По словам политического аналитика, директора Balkan Centre Сергея Манастырлы, «закон о сепаратизме» появился в том числе и на фоне внутриполитических неудач правящей партии PAS. «Экономический кризис и инфляция продолжаются. Уровень жизни в РМ снижается, никаких побед в борьбе с коррупцией режим Майи Санду не добился. Соответственно, власть PAS и правительство вынуждены искать внешнего врага. Где-то даже его придумывать, чтобы отвлечь внимание населения от собственных катастрофических провалов в работе», – полагает Манастырлы. Он считает, что в сложившейся ситуации есть только два выхода: если «закон о сепаратизме» начнет реально применяться, это обернется конфликтом с Приднестровьем; если нет, то поправки просто останутся мертвым грузом в Уголовном кодексе РМ. 

Добавить комментарий